Образовательные программы ВолГУ

Описание ОП ВО "Филология (2018 - 2022)"

Общая характеристика образовательной программы:
Квалификационная характеристика
В результате освоения программы бакалавриата у выпускника должны быть сформированы общекультурные, общепрофессиональные и профессиональные компетенции. 1. Выпускник программы бакалавриата должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК): • способностью использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции (ОК-1); • способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции (ОК-2); • способностью использовать основы экономических знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-3); • способностью использовать основы правовых знаний в различных сферах жизнедеятельности (ОК-4); • способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-5); • способностью работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-6); • способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-7); • способностью использовать методы и средства физической культуры для обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-8); • способностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9); • способностью использовать основные положения и методы социальных и гуманитарных наук (наук об обществе и человеке), в том числе психологии и педагогики, в различных сферах жизнедеятельности (ОК-10). 2. Выпускник программы бакалавриата долженн обладать следующими общепрофессиональными компетенциями (ОПК): • способностью демонстрировать представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии в целом и ее конкретной (профильной) области (ОПК-1); • способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области общего языкознания, теории и истории основного изучаемого языка (языков), теории коммуникации (ОПК-2); • способностью демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории литературы, истории отечественной литературы (литератур) и мировой литературы; представление о различных жанрах литературных и фольклорных текстов (ОПК-3); • владением базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов, филологического анализа и интерпретации текста (ОПК-4); • свободным владением основным изучаемым языком в его литературной форме, базовыми методами и приемами различных типов устной и письменной коммуникации на данном языке (ОПК-5); • способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности (ОПК-6). 3. Выпускник программы бакалавриата должен обладать профессиональными компетенциями (ПК), соответствующими виду (видам) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата: научно-исследовательская деятельность: • способностью применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности (ПК-1); • способностью проводить под научным руководством локальные исследования на основе существующих методик в конкретной узкой области филологического знания с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов (ПК-2); • владением навыками подготовки научных обзоров, аннотаций, составления рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований, приемами библиографического описания; знание основных библиографических источников и поисковых систем (ПК-3); • владением навыками участия в научных дискуссиях, выступления с сообщениями и докладами, устного, письменного и виртуального (размещение в информационных сетях) представления материалов собственных исследований (ПК-4); педагогическая деятельность: • способностью к проведению учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования (ПК-5); • умением готовить учебно-методические материалы для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик (ПК-6); • готовностью к распространению и популяризации филологических знаний и воспитательной работе с обучающимися (ПК-7); прикладная деятельность: • владением базовыми навыками создания на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (ПК-8); • владением базовыми навыками доработки и обработки (например, корректура, редактирование, комментирование, реферирование, информационно-словарное описание) различных типов текстов (ПК-9); • владением навыками перевода различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках (ПК-10); проектная и организационно-управленческая деятельность: • владением навыками участия в разработке и реализации различного типа проектов в образовательных, научных, и культурно-просветительских организациях, в социально-педагогической, гуманитарно-организационной, книгоиздательской, массмедийной и коммуникативной сферах (ПК-11); • способностью организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способностью обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности (ПК-12). 4. Организация, осуществляющая образовательную деятельность, разрабатывает образовательные программы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ. 5. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация обязана включить в набор требуемых результатов освоения программы бакалавриата все общекультурные и общепрофессиональные компетенции, а также профессиональные компетенции, отнесенные к тем видам профессиональной деятельности, на которые ориентирована данная программа бакалавриата. 6. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация может дополнить набор компетенций выпускников с учетом ориентации программы на конкретные области знания и (или) вид (виды) деятельности. 7. При проектировании программы бакалавриата образовательная организация самостоятельно устанавливает требования к результатам обучения по отдельным дисциплинам (модулям) и практикам с учетом требований примерных основных образовательных программ.
Виды деятельности выпускника
Выпускник программ бакалавриата в соответствии с видом (видами) профессиональной деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата, готов решать следующие профессиональные задачи: научно-исследовательская деятельность: • научные исследования в области филологии с применением полученных теоретических знаний и практических навыков; • анализ и интерпретация на основе существующих филологических концепций и методик отдельных языковых, литературных и коммуникативных явлений и процессов, текстов различного типа, включая художественные, с формулировкой аргументированных умозаключений и выводов; • сбор научной информации, подготовка обзоров, аннотаций, составление рефератов и библиографий по тематике проводимых исследований; • участие в научных дискуссиях и процедурах защиты научных работ различного уровня; выступление с сообщениями и докладами по тематике проводимых исследований; • устное, письменное и виртуальное (размещение в информационных сетях) представление материалов собственных исследований; педагогическая деятельность: • проведение учебных занятий и внеклассной работы по языку и литературе в организациях основного общего, среднего общего и среднего профессионального образования; • подготовка учебно-методических материалов для проведения занятий и внеклассных мероприятий на основе существующих методик; • распространение и популяризация филологических знаний и воспитательная работа с обучающимися; прикладная деятельность: • сбор и обработка (в том числе организация, переработка, хранение, трансформация и обобщение) языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий; • создание на основе стандартных методик и действующих нормативов различных типов текстов (например, устное выступление, обзор, аннотация, реферат, докладная записка, отчет; официально-деловой, публицистический, рекламный текст); работа с документами в учреждении, организации или на предприятии; • доработка и обработка (корректура, редактирование, комментирование, систематизирование, обобщение, реферирование) различных типов текстов; подготовка обзоров; • участие в составлении словарей и энциклопедий, разработке и создании языковых и литературных справочников, выпуске периодических изданий, обработке и описании архивных материалов, литературно-критическом процессе; • перевод различных типов текстов (в основном научных и публицистических, а также документов) с иностранных языков и на иностранные языки; аннотирование и реферирование документов, научных трудов и художественных произведений на иностранных языках; • осуществление устной, письменной и виртуальной коммуникации, как межличностной, так и массовой, в том числе межкультурной (общение языковых личностей, принадлежащих различным лингвокультурным сообществам) и межнациональной, реализующейся между народами (лингвокультурными сообществами) Российской Федерации; проектная и организационно-управленческая деятельность: • участие в разработке и реализации: • научных проектов в области филологии и гуманитарного знания; • образовательных проектов, в том числе связанных с организацией креативной деятельности обучающихся; • проектов по созданию экспозиций для литературных и литературно-художественных музеев; • проектов, связанных с поддержанием речевой культуры населения; • филологических проектов для рекламных и PR-кампаний; • подготовка необходимых средств и материалов для организации самостоятельного трудового процесса в профессиональной сфере; • участие в организации и проведении различных типов семинаров, конференций, деловых и официальных встреч, консультаций, переговоров, в подготовке материалов к публикации.
Материально-техническое обеспечение
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ БАЗА (МТБ)
Кафедры русской филологии
Ауд. 3-16Б (10 посадочных мест)
Перечень оборудования и оснащения (наглядных пособий, аудио-видеоматериалов), предписанный ФГОС/Положением/САНПИН:
Словари русского языка, специализированные лингвистические журналы, реферативные журналы ИНИОН РАН, книги по различным отраслям знания, планшет «Жизнь студенческая», планшет «Лингвистическая школа профессора С.П. Лопушанской», планшет «Спецкурсы и спецсеминары», стенд о выпускниках кафедры; Методические рекомендации по итоговой государственной аттестации магистров направления подготовки «Филология» [Электронный ресурс: www/new.umka2.ru].
Перечень имеющегося оборудования (оргтехника, ПО):
1. компьютер - 2 шт.,
2. принтер – 3 шт.,
3. фотопринтер – 1 шт.,
4. телевизор – 1 шт.,
5. видеомагнитофон – 1 шт.
Кабинет-музей академика В.И. Борковского, 3-16Б (30 посадочных мест)
Перечень оборудования и оснащения (наглядных пособий, аудио-видеоматериалов), предписанный ФГОС/Положением/САНПИН:
Электронный и алфавитный каталог статей из специализированных лингвистических журналов, электронный и алфавитный каталог библиотек Борковского и Прокоповичей, электронный и алфавитный каталог открытого фонда, электронный каталог библиотеки З.А. Потихи, сводный систематический каталог, издания рукописных книг, словари русского языка, специализированные лингвистические журналы, библиографические указатели ИНИОН РАН, специальная литература по разным отраслям знания
Перечень имеющегося оборудования (оргтехника, ПО):
1. мультимедийная установка,
2. ноутбук – 3 шт.,
3. проектор Aser PD525D,
4. экран настенный,
5. компьютер – 8 шт.,
6. принтер – 2 шт.,
7. сканер – 1 шт., документ-камера – 1 шт.,
8. кодоскоп-новоскоп – 1 шт.,
9. копировальный аппарат – 3 шт.,
10.цифровая камера – 1 шт.,
11. оверхед-проектор – 1 шт.,
12. беспроводной Интернет;
13. программы Adobe Reader, MarcSQL, Orfos-I, II, «Синтаксис», ОС Windows XP – 10 шт.; Microsoft Office 2007 – 10 шт.; Антивирусное ПО – 10 шт.;
14. аппарат для чтения микрофильмов – 1 шт.,
15. магнитола – 1 шт.
Центр славянских языков и культур, 3-20А
Перечень оборудования и оснащения (наглядных пособий, аудио-видеоматериалов), предписанный ФГОС/Положением/САНПИН:
Аутентичная учебная, научная, художественная литература на русском и других славянских языках; информационные плакаты и постеры; аутентичные аудио- и видеоматериалы на славянских языках.
Перечень имеющегося оборудования (оргтехника, ПО):
1. LCD-панель – 1 шт.,
2. видеоплейер – 1 шт.,
3. диктофон цифровой – 4 шт.,
4. компьютерный комплекс DEPO – 2 шт.,
5. компьютерный комплекс мультимедийной кафедры – 1 шт.,
6. копировальный аппарат – 1 шт.
Кабинет истории русского языка, 3-19Б
Перечень оборудования и оснащения (наглядных пособий, аудио-видеоматериалов), предписанный ФГОС/Положением/САНПИН:
Учебная, научная литература по истории русского языка, словари, научная библиотека профессора С.П. Лопушанской
Результаты НИР
Научное направлениеПоказательЗначение (за последние 5 лет)
Общее языкознание, социолингвистика, психолингвистикаКоличество диссертаций1
Количество монографий2
Количество статей (ВАК)7
Количество статей (зарубежных)3
Количество патентов (российских)0
Количество патентов (зарубежных)0
Количество свидетельств ИС0
Количество конференций4
Количество мастер-классов0
Объем финансирования0, руб.
ПО, используемое при реализации ОП
Данные не заполнены
Дисциплины:
Дисциплина
    Б1
        Б1.Б
            Технологическое предпринимательство и основы проектной деятельности
            Иностранный язык
            Философия
            История
            Безопасность жизнедеятельности
            Физическая культура и спорт
            Экономика
            Правоведение
            Современный русский язык: Фонетика
            Современный русский язык: морфемика и словообразование
            Современный русский язык: Лексикология
            Современный русский язык: морфология
            Современный русский язык: синтаксис
            Историческая фонетика русского языка
            Историческая морфология русского языка
            История русского литературного языка
            Устное народное творчество
            История древнерусской литературы
            История русской литературы XVIII века
            История русской литературы первой трети XIX века
            История русской литературы второй трети XIX века
            История русской литературы третьей трети XIX века
            История русской литературы конца XIX - начала XX века
            История русской литературы XX века: 20-50-е годы
            История русской литературы ХХ века: 60-90-е годы
            История античной литературы
            История зарубежной литературы Средневековья и эпохи Возрождения
            История зарубежной литературы XVII-XVIII века
            История зарубежной литературы XIX века
            История зарубежной литературы конца XIX - начала ХХ века
            История зарубежной литературы первой половины XX века
            История зарубежной литературы второй половины ХХ века
            Введение в языкознание
            Введение в литературоведение
            Старославянский язык
            Стилистика русского языка
            Общее языкознание
            Теория литературы
            Теория текста
            Современные методы лингвистических исследований
            Современные методы литературоведческих исследований
            Педагогика
        Б1.В.ДВ.10
            Прикладная физическая культура (ОФП)
            Прикладная физическая культура (Легкая атлетика)
            Прикладная физическая культура (Волейбол)
            Прикладная физическая культура (Баскетбол)
            Прикладная физическая культура (Адаптивная физическая культура)
        Б1.В
            Практикум по орфографии
            Практикум по пунктуации
            Академическое письмо
            Активные процессы в современном русском языке
            Русская лексикография
            Лингвистические основы обработки текстов
            Методика преподавания русского языка
            Методика преподавания русской литературы
            Лексические нормы книжных стилей русского языка
            Грамматические нормы книжных стилей русского языка
            Введение в славянскую филологию
            Курсовая работа по направлению подготовки и спецсеминар научного руководителя
            Информатика
            Иностранный (современный славянский) язык
            Современный литературный процесс
            Диалектология русского языка
        Б1.В.ДВ.01
            Проблемы русского исторического языкознания
            Теория и практика отечественного постмодернизма
        Б1.В.ДВ.02
            Сравнительно-историческая лексикология славянских языков
            Поэтика рассказа
        Б1.В.ДВ.03
            Язык и стиль современных медиатекстов и интернета
            Текстология русской классической литературы XIX века
        Б1.В.ДВ.04
            Риторика
            Современная драматургия: проблематика и поэтика
        Б1.В.ДВ.05
            История лингвистических учений
            История литературоведческих учений
        Б1.В.ДВ.06
            Введение в теорию коммуникации
            Культура общения в разных сферах коммуникации
        Б1.В.ДВ.07
            Этнолингвистика
            Литература Нижневолжского региона
        Б1.В.ДВ.08
            Литература русского зарубежья
            Основы социолингвистики
        Б1.В.ДВ.09
            История и теория литературной критики
            Основы психолингвистики
    Б2
        Б2.В
            Производственная практика, научно-исследовательская работа
            Учебная практика, практика по получению первичных профессиональных умений и навыков
            Производственная практика, преддипломная
            Производственная практика, практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности
    Б3
        Б3.Б
            Выпускная квалификационная работа (бакалаврская работа)
            Государственный экзамен
    ФТД
        ФТД.В
            Динамическое развитие русского языка
        ФТД.В.ДВ.01
            Культурология
            Теория и практика аргументации
            Конфликтология
            Социология
            Организационная коммуникация
            Глобальная экономическая история
            Культура общения
    К
        К.М
            Проектная деятельность
Назад